Свежие комментарии

  • Александр Фишкин
    Ну и что это за "дополнительные направления"?Москва получила м...
  • Сергей Титков
    Чет я напрягся от такой новости. Из своей дремучей Сибири, а конкретно Алтайского края мне виделось, что ситуацию в с...Лидеры киргизской...
  • Борис Николаевич
    По-моему у неё программы предвыборные всегда были. А публикацию её предвыборной программы, когда она пришла к власти ...«Единая Россия» п...

Андрей Кончаловский: «Эра блокбастеров закончилась»

Андрей Кончаловский / Фото Вадима Тараканова и пресс-службы фильма «Дорогие товарищи!» (ИА «Столица»)

Именитый режиссёр рассказал «ЮВК» о своем новом фильме и кризисе мирового кинематографа

Новый фильм Андрея Кончаловского «Дорогие товарищи!» ещё до выхода в отечественный прокат успел собрать призы международных кинофестивалей и стать номинантом на «Оскар» от России. Фильм был удостоен специального приза жюри 77-го Международного кинофестиваля в Венеции и приза «Серебряный Хьюго» за лучшую режиссуру на 56-м Международном кинофестивале в Чикаго. Картина воспроизводит события 1962 года и рассказывает о расстреле демонстрации рабочих в Новочеркасске.

Восстановить дух эпохи

— Андрей Сергеевич, ваш фильм выдвинули на «Оскар». Поздравляем!

— Для меня особенно дорого, что мои коллеги — люди, большинство из которых родились при советской власти, — оценили этот фильм. Это означает, что мне удалось восстановить дух эпохи и рассказать о противоречивости жизни дорогих мне товарищей — поколения советских людей, прошедших войну, колоссальными жертвами победивших нацизм и в кратчайшие сроки восстановивших страну. Вопрос в другом: насколько моя попытка разобраться в противоречиях жизни этого поколения будет понятна или прочувствована за рубежом… Я не уверен, что это в принципе возможно.

Забыть о коммерческом успехе

— В одном интервью вы говорили, что вам не важен коммерческий успех той или иной работы.

Это действительно так?

— Несчастен тот художник, который думает о коммерческом успехе. Потому что он начинает сразу заниматься, грубо говоря, финансовой политикой: понравится его фильм кому-то или нет? Счастливы те художники, которые работают и не думают об этом. Но в кино это практически невозможно, потому что это очень дорогое искусство. И большинство нормальных финансистов вкладывают деньги в фильмы для того, чтобы как минимум хотя бы получить их обратно. Мне очень повезло в этом смысле, потому что я долго искал продюсера и финансиста, которому могу сказать: «Но учтите, деньги обратно вы не получите!» Многие люди приходили — и, естественно, услышав такое, потом исчезали… Мы сработались с Алишером Усмановым (российский миллиардер и меценат, является генеральным продюсером нескольких фильмов Андрея Кончаловского. — Авт.). Нас с ним объединяет то, что мы любопытные. Любопытство не в том, понравится этот фильм или нет, а в том, сможем ли мы напомнить зрителю ещё раз, что он должен задуматься о смысле жизни.

Фильмы с огромными бюджетами делать не будут

— Пандемия повлияла как-то на ваши планы, на вашу работу?

— Все планы были сметены пандемией! Слава богу, что мы до её начала закончили картину «Дорогие товарищи!». Сейчас мы всё равно работаем. Я пишу сценарии, Юля (супруга Андрея Кончаловского Юлия Высоцкая. — Авт.) где-то снимается, играет. Конечно, на количестве зрителей в кинотеатрах это отражается. Но вы знаете, массовость — это не самое главное качество произведения искусства. Очень часто бывает так, что значимые произведения искусства не пользуются большой популярностью у широкого зрителя…

— Как вы думаете, как ограничительные меры скажутся в целом на отечественной киноиндустрии?

— Отечественное кино не развивается в каком-то инкубаторе: оно развивается в мире, в пространстве. Тем более что российский прокат на 70% забит американскими картинами. Я думаю, что коронавирус усугубил кризис, который начался до этого в мировом кинематографе. Этот кризис из Голливуда. Мировой кинематограф, который ориентируется на блокбастеры, умер. Дорогие картины, которые выходили последние 20 лет, — блокбастеры с огромными бюджетами по 200-300-400 миллионов — их просто никто не будет делать. Таких меценатов на Уолл-стрит нет, деньги такие не будут возвращаться. Кинематограф будет искать другие формы, чтобы доходить до зрителя. Мы проходим через глобальный процесс трансформации. Мир переходит на что-то новое!..

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх