Свежие комментарии

  • Viktoriya Буданова
    Обожаю окрошку и именно на квасе! А вот если огурчики и редис порезать тоненькой соломкой - будет еще вкуснее! И обяз...Звездный рецепт: ...
  • Александр Фишкин
    Ну и что это за "дополнительные направления"?Москва получила м...
  • Сергей
    Чет я напрягся от такой новости. Из своей дремучей Сибири, а конкретно Алтайского края мне виделось, что ситуацию в с...Лидеры киргизской...

Наша история: знаменитый чай «со слоном» выпускали в Лефортове

С 1927 года Рогожская чаеразвесочная фабрика товарищества «Караван» стала носить имя Ленина / Фото из архива С.Толстопятова

На рубеже XIX-XX веков на Юго-Востоке появилось много фабрик

В конце XIX — начале XX века в Лефортове, как и во всей Москве, стало активно развиваться предпринимательство. Именно здесь было сосредоточено более 13% всех городских предприятий. Обилие фабрик и интерес фабрикантов объяснялись просто: дешевизной земли и удачным расположением на берегу Яузы.

Большой исторический след в жизни Лефортова оставили иностранцы: Андре Гюстав Ситроен — французский промышленник, создатель концерна «Ситроен» и автомобиля под тем же наименованием и Филипп Максимилиан фон Вогау — выходец из старинного немецкого рода и учредитель торгового чайного дома «Вогау и Ко».

Шестерни от Ситроена

— Одним из уникальных экспонатов в Музее истории Лефортова является шевронное колесо Ситроен. Этот уникальный образец нам прислали из Франции, из города Бордо, в подарок, — рассказывает сотрудник Музея Москвы Владимир Дейвиг. — Почему же французы решили прислать его именно в Лефортово? Дело в том, что здесь, на Юрьевской улице, Андре Ситроен решил переоборудовать Семёновский сталелитейный завод и открыть свой европейский филиал. В 1912 году он разрезал ленточку нового предприятия «Шестерня Цитроэн» и наладил производство шестерён, которые использовали для нужд морского флота, а также в автомобилестроении.

Андре Ситроен получил профильное образование в Парижской политехнической школе, много путешествовал. В одном из путешествий по Европе он впервые увидел шевронные зубчатые передачи (шестерни). После чего у него родилось решение по использованию шестерни в конструкции автомобиля, положившее начало автомобильной империи «Ситроен».

Сотрудник музея Лефортова Владимир Дейвиг в зале выставки «Промышленное Лефортово» / Фото: Денис Афанасьев

Сотрудник музея Лефортова Владимир Дейвиг в зале выставки «Промышленное Лефортово» / Фото: Денис Афанасьев

В 1917 году предприятие в Лефортове национализировали коммунисты и переименовали в «Шестерня-Ситроен-Рессора-Пружина». А Ситроен вернулся в Париж. Современным преемником этого завода считается ЗАО «Мосгидропривод», которое занимается выпуском шестерённых насосов.

Напиток технической интеллигенции

Индийский чай «со слоном» был в СССР неотъемлемым атрибутом всех праздничных заказов, а «Чай №36» — любимым напитком технической интеллигенции в рабочее время.

— У истоков производства чая в Лефортове стоял крупнейший предприниматель Филипп Максимилиан фон Вогау, — говорит Владимир Дейвиг. — История создания Московской чайной фабрики берёт начало в 1890-х годах, когда компания «Вогау и Ко» учредила акционерное общество «Караван». Сама фабрика располагалась на Проломной улице, 17, а постоянные её представительства действовали на самых важных чайных рынках мира: в Индии, на острове Цейлон, в Китае…

В 1919-м фабрику национализировали, а с 1927 года Рогожская чаеразвесочная фабрика товарищества «Караван» стала носить имя Ленина. В 1933 году был заложен новый корпус фабрики на Боровой улице, где и выпускали чай «со слоном».

В октябре 2019 года историческое здание фабрики снесли. На его месте планируется возведение жилого комплекса. А могилу Филиппа Максимилиана фон Вогау можно и ныне навестить на Введенском кладбище…

Увидеть исторические экспонаты рубежа XIX-XX веков можно на выставке «Промышленное Лефортово» в Музее истории района.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх