Свежие комментарии

  • Максим Золотарев
    Да ужКостырко: Московс...
  • W357 Ц753W357
    Это уже открытый подкуп избирателей , да и откуда деньги из какого бюджета на авто и квартиры? если нет денег на виде...Среди москвичей, ...
  • пользователь удален
    хочу казню ,хочу милую........!!!Москва отменила о...

Александр Панкратов-Чёрный: «В Люблино приезжаю навести порядок в голове»

На встрече во дворце Дурасова / Фото предоставлено пресс-службой музея-усадьбы "Люблино"

Актер стал гостем дворца Дурасовых

В усадьбе Люблино в рамках программы «Ночь в музее-2021» состоялся творческий вечер любимого российского актёра и режиссёра Александра Панкратова-Чёрного. Он снимался в замечательных картинах «Мы из джаза», «Батальоны просят огня», «Зимний вечер в Гаграх», «Где находится нофелет?» и во многих других. Зрители воспринимали его героев как живых, настоящих людей.

На встрече актёр рассказал о детстве на Алтае, о поступлении в театральный, о ВГИКе, о Михаиле Ромме и о Панкратове-Седом…

Раз в три месяца в деревенский клуб привозили кино

— В 2018 году у вас вышла автобиографическая книга «Судьба — злодейка». Это на самом деле так?

— Когда я выпускал книгу, то назвал её иначе: «Судьба — не злодейка!», но редакторы решили, что я ошибся. Так и разлетелась моя книга по всем городам и весям. А если прокрутить плёнку назад, то на свет я появился на Алтае в далёком 1949 году — в деревне Конево.

Я родился семимесячным. И хотя на улице стояло лето, меня завернули в тулуп, затопили печку и отпаривали, как цыплёнка…

— Когда вы подросли, откуда вдруг появилась мечта стать актёром?

— Раз в два-три месяца к нам в маленький деревенский клуб привозили кино. Это было настоящее событие.

Клуб набивался полностью, нам, детям, мест не оставалось. Вместо экрана натягивали простыню, и мы садились за ней. Смотрели, так сказать, кино анфас. Кстати, когда я уже учился во ВГИКе на режиссёра, мои преподаватели удивлялись: «Друг Панкратыч, ты почему снимаешь все панорамы справа налево?» Так вот, через кино я узнавал мир. Видел города, страны, технику, трактора и самолёты. Сидя в душном клубе, я мечтал: «Вырасту — стану делать кино!» И однажды киномеханик привёз мне брошюрку «Справочник для сельского киномеханика». Там я прочитал такую фразу: «Кино делают режиссёры, а в основном они работают с артистами». И я поставил цель: сначала стать артистом, а потом уже думать о кинорежиссуре. Свой план я осуществил.

Сбежал в театральное училище

— А мама ваша как отнеслась к выбору профессии?

— Мама была очень против, говорила: «Иди в военные. Посмотри на себя: ты у меня страшненький, а станешь офицером — сразу найдёшь жену». Однажды маме пришлось отлучиться к моему дяде на несколько дней. И в этот момент сестра моя старшая, Зинка, сказала: «Беги в артисты, пока мамы нет!» И я через всю Россию поехал поступать в театральное училище в Нижний Новгород, в других городах приём был уже окончен. И меня приняли! Думаю, за оригинальность. Приехал я в коротеньких джинсах, сандаликах на босу ногу, в белой рубашечке, заляпанной салом, которое перевозил на себе в поезде. Волосы нестриженые, колом торчат. Помню, вышел на перрон, а ко мне — цыганка. Так и так: в артисты едешь, деньги в трусах прячешь? Я ужаснулся: всё знает! «Не переживай, — говорит, — поступишь! Будешь известным!» С таким настроем я и явился в приёмную комиссию.

— А мама простила побег в итоге?

— Сначала злилась, но потом, конечно, простила. Каждый месяц она отправляла мне посылку с картофелем, на другое денег не хватало. А в 1968 году я, окончив театральное училище, поступил на службу в Пензенский драматический театр. Почему туда? Зарплату дали хорошую — 110 руб­лей. В 1971 году я принял решение уехать в Москву, чтобы поступать на режиссёрский факультет ВГИКа, и мне это удалось.

Франсуа Леннар — это вам не Модильяни!

— У вас же была интересная история поступления. Вы даже выдумали художника-импрессиониста!

— Меня предупредили, что при поступлении надо знать имена и моменты биографии многих писателей, художников, кинорежиссёров. С художниками у меня был пробел. И я придумал, что делать. Глава приёмной комиссии, выдающийся советский режиссёр Михаил Ромм, задал мне вопрос: «А кто твой любимый художник-импрессионист?» И я без секундной паузы выдал: «Франсуа Леннар!» И стал врать по-страшному, целую захватывающую биографию этому несуществующему «импрессионисту» придумал. Ромм расхохотался: «Мы присутствовали сейчас при рождении нового имени в искусстве! Пять! Если это молодое дарование умеет так врать, то ему самое место в нашем советском кинематографе!»

Актёр и режиссёр

— Работа кинорежиссёром у вас не очень заладилась?

— Как режиссёру мне не очень везло. Во всех моих фильмах сразу искали антисоветчину. Первую картину не разрешили. Вторую искромсали всю. Третью — про салон красоты, про дамского парикмахера, — казалось, что там может быть такого? Так нет, опять режут. А последняя кинокомедия — «Система «Ниппель», которая плотно улеглась на полку, — оказалась пророческой. В ней по сюжету — а снимал я её в 1990-м — происходит переворот, и в Москву въезжают танки. А лидер влезает на танк и произносит речь. Через три года Борис Ельцин почти в таком же костюме и галстуке, как и у меня в фильме, повторил действия актёра. Короче, я понял, что картина больше в прокат не выйдет, и ушёл из режиссуры. Стал актёрствовать.

— А сегодня снимаетесь?

— Не так, конечно, активно. Вот недавно инфаркт перенёс. До этого три микроинфаркта было, но, как говорится, дождался настоящего. Пришёл прививку делать, а мне скорую вызывают. Я-то думал — невралгия, а оказывается, невдалеке от смерти ходил. Но пока готовлюсь к продолжению сериала «По законам военного времени». Сейчас снимают ещё восемь серий о Сталинградской битве. Могу приоткрыть секрет: я там уже лейтенант, получил звание, но служу в милиции. И любимая ко мне вернётся. Так что просьбу фронтовиков снять правдивый фильм выполним — не так, как у Феди Бондарчука, где самолёт в дом влетает.

Ещё езжу по стране с антрепризными спектаклями. Жить-то на что-то надо. У меня две дочери, две внучки, правнучка вот подрастает — всем надо помогать!

Почему стал Чёрным

— Приоткройте секрет, почему вы стали Панкратовым-Чёрным?

— Ну, это известная история. Так совпало, что во ВГИКе на курсе был студент с такой же, как у меня, фамилией. В итоге, чтобы не путаться, он стал Белым, а я Чёрным. Приставка появилась ещё и по причине цвета моих волос: я был жгучим брюнетом, даже за цыгана принимали. А теперь вот стал Панкратов-Седой.

Под конец встречи любимому актёру от администрации усадьбы Люблино был преподнесён сюрприз: сертификат почётного гостя дворца Дурасова. Актёр улыбнулся и добавил, что теперь с удовольствием воспользуется предоставленной возможностью.

— Это одно из моих самых любимых мест в Москве. Иногда я приезжаю сюда навести порядок в голове, — добавил он.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх