Известный режиссер рассказал о карьере, кино и своей мастерской во ВГИКе
Имя режиссера Сергея Соловьева давно известно всем любителям отечественного кино. В этом году автору кинокартин «Сто дней после детства», «Асса», «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и многих других исполнилось 75 лет. Что, по его словам, случилось довольно быстро и неожиданно…
В планах — открытие своего театра
— Сергей Александрович, как Вы отметили юбилей?
— Вообще, хотелось бы его совсем не праздновать, но пришлось устроить товарищескую вечеринку. Настоящим примером юбиляра для меня является мой школьный приятель режиссер Лев Додин. Когда я его спросил, как и где он будет справлять юбилей, он ответил, что нашел такое место, где его никто не найдет. «Где же такое место?» — поинтересовался я. На это он не ответил даже мне. Идеальный юбиляр!
— Успех пришел к Вам после выхода «Ассы», хотя и до этого у Вас уже было достаточно много успешных картин. А над чем Вы сейчас работаете?
— Мои работы всегда были очень далеки от общепринятых идеологических канонов, их часто подвергали беспощадной критике, но они же удостоены и самых высоких наград зарубежных фестивалей. Сейчас у меня огромное количество начатых работ и планов, связанных с кино. Например, съемки фильма «Метафизика любви» о романе Ивана Тургенева и Полины Виардо были начаты много лет назад и пока не закончены. Среди грандиозных планов — открытие, я надеюсь, в 2020 году собственного театра. Ищем пока место для него, разрабатываем репертуар. За последние два года я поставил восемь спектаклей. Признаться, такой плодовитостью я не обладал даже в молодости. Подобрал, как мне кажется, достойную команду, актеры — очень хорошие ребята.
Мне всегда интересен неформат
— Вы преподаете во ВГИКе. Как подбираете себе студентов? Можно ли разглядеть сразу: актер — не актер?
— У меня есть своя даже не теория, а необходимость проводить кастинг, неформальный, по принципу: одна студентка длинненькая, другая коротенькая, а видеть лица и за лицами — персонажи. Мне всегда интересны индивидуальности, неформат. Вообще, неправильно, что такое количество актеров каждый год выпускается: нет в этом серьезной культурной необходимости. За каждого актера, которого ты берешь, потом несешь личную ответственность, направляешь его в нужное русло, советуешь что-то. Например, я всегда рекомендую своим ученикам очень осторожно общаться с современным кинематографом. Есть такое понятие — фальшак: похоже на настоящее, но ненастоящее. Огромное количество фальшака сейчас производится в современном кино. И многие в общем-то хорошие ребята попадаются на эту фальшивую игру. Никто, конечно, не гибнет, но радости в этом тоже мало.
— Что Вы считаете самым важным в своей работе?
— Я ценю первоисточник — вдохновение. То есть я снимаю не для фестивалей и показов, не для зрительского успеха. Работаю исключительно для собственного счастья и удовольствия. Никогда не понимаю, зачем я это делаю, зачем снимаю. А в будущем я вижу колоссальную потенцию театра. Мне кажется, что все наши театральные потрясения еще впереди. А пока такая вещь, как формат, убивает театр. Поэтому очень важно делать неформатные вещи.
Мы не ценим то, что имели
— Любите ли Вы сами смотреть кино? Какие фильмы Вам нравятся?
— На самом деле кино я не очень люблю. Театр и искусство фотографии — вот две вещи, которые доставляют мне колоссальную радость. С удовольствием смотрю старые советские картины. По прошествии времени в них открывается огромное количество абсолютно новаторских, чудесных вещей. Особенно меня потряс фильм «Неотправленное письмо» с Самойловой и Смоктуновским. Какой чистоты это художественное произведение! Величайшая картина мирового класса. И я имел счастье быть лично знакомым с этими замечательными Актерами с большой буквы. Мы вообще исключительно разорительный народ. Часто думаем: да ладно, наснимаем еще таких картин, будут еще такие актеры… Ан нет. Не будут. По-настоящему сильное чувство от кинематографического образа очень редко встречается. А мы не ценим то, что имели.
— Вы поступили на режиссерский факультет ВГИКа совсем молодым, еще семнадцатилетним…
— Моя творческая биография началась с того момента, когда я, прогуливаясь по Невскому проспекту, случайно встретился с режиссером БДТ Игорем Владимировым. Мне тогда исполнилось 14 лет, и именно таких подростков искал режиссер для участия в спектакле «Дали неоглядные». Я дал согласие и вскоре получил эту роль. Мне тогда пророчили блестящую актерскую карьеру, но я предпочел режиссуру. Очень повезло, что во ВГИКе я попал в мастерскую к великому Михаилу Ромму. На втором году обучения я стал автором сценария к документальной ленте «Взгляните на лицо», которая в 1963 году попала на фестиваль в Лейпциг и получила там высшую награду. А из самых ярких воспоминаний… Как-то мы показывали Ромму отрывки из своих студенческих произведений. Он сидел на столе и молчал. Мы ждали его одобрения, затаив дыхание. Сидел-сидел, а потом говорит: «Знаете, ребята, когда интересно — это интересно. А уж когда неинтересно, то неинтересно». До сих пор эта «лекция» — одна из самых мудрых, что я слышал в жизни.
Билетика на второй сеанс не будет ни у кого
— Что бы Вы с высоты своих лет посоветовали молодым?
— Жить сейчас. Нам порой кажется, что мы живем начерно. Вот сейчас «наваляем» чего-нибудь и как-нибудь, а потом разберемся. Ничего этого не будет. Все, что мы делаем, — это навеки. Это единственная наша жизнь. И это отношение к жизни — здесь и сейчас — должно быть во всем, в том числе в культуре и в искусстве. Я навсегда запомнил строки из рассказа Василия Шукшина «Билетик на второй сеанс». Смешной рассказ. Но в нем есть самая главная мысль. Ребята, помните: билетика на второй сеанс не будет ни у кого. Так что давайте ценить свой первый сеанс!
Свежие комментарии